Сейчас выпускники «чистого» бюджета никому ничего не должны, а целевики — отрабатывают по договору или компенсируют однократно стоимость обучения и меры социальной поддержки. При этом в судебном порядке можно снизить неустойку примерно на 20−30%.
При расторжении договора, заключенного после вступления в силу Законопроекта, целевик должен будет возместить государству неустойку в размере трех стоимостей обучения: компенсация и двукратный штраф. Это правило распространяется и на высшее, и на среднее профессиональное образование.
Например, подготовка врача в двухлетней ординатуре стоит 600 тысяч рублей. Тогда при расторжении договора целевик должен будет вернуть 1,8 млн рублей. Но если он отчислится после первого года ординатуры, то неустойка считается только за этот срок обучения.
При этом если договор будет расторгнут в любой момент на первом курсе, в том числе в первый день обучения, то компенсировать нужно будет стоимость обучения за весь первый год.
Такую же неустойку должен будет возместить и заказчик, если он нарушит договор или откажется его заключать. Но это вряд ли это можно назвать справедливым в отношении целевика, ведь деньги вернутся государству.
Заказчик — это и есть государство. Просто он представлен в виде государственного органа или конкретной медицинской организации.
Да. Это упрощенный взгляд на систему. Региональный Минздрав или городская больница не будут рады из-за своей ошибки отдавать в федеральный бюджет деньги. Но они все еще представляют собой государство.
Получается, если государство нарушает договор со своей стороны, оно же и получает деньги. А целевик? Ему никаких компенсаций.
Более того, если заказчик откажется заключать целевой договор, обучающийся просто должен будет заключить новый договор со следующим заказчиком. И так далее.
Подробнее о расторжении целевых договоров и правах целевиков смотрите в нашем подкасте.